Чаевые.

Блог им. admin
Всем же очень важно знать, что ТамарСанна думает обо всяких рандомных штуках.

А ТамарСанна уже не первый год думает о том, что одна из самых дебильных и порочных практик, что мы только могли выдумать, – это чаевые.

Чаевые – это зло от верху и до низу, и главное, от этой системы, кажется, уже не избавиться.

Во-первых, чисто этически, как мне кажется, эта традиция восходит к тем временам, когда бохатые барины и прочие герцоги заезжали в придорожные тракитры, где им, дрожа от такой невъебенной чести, подавали жратву всякие простолюдины и прочий сброд. За что, помимо платы за трапезу, самый изворотливый из них мог получить кинутую на пол монетку. (Да, моим историческим образованием занимался в основном Дюма).

В любом случае, есть в этом что-то про «с барского плеча» и разделение на светлейших и челядь.

В современном мире, где официант – это уважаемая и важная профессия (да, часто современность приходится искать где-то после прохождения таможни, но я сейчас не об этом), когда это не «мальчик-принеси-подай», а лицо и душа заведения, который и в винной карте поможет разобраться, и настроение создаст, такой подход выглядит дикостью. Какие, блин, «сдачу оставьте себе»???

Далее. Мы все платим картами. Через десять лет вообще будем плохо помнить, как выглядят наличные деньги. Кнопка 10%, вмонтированная в терминал, – это в заведениях общепита редкость на уровне приличной котлеты по-киевски. Поэтому, как правило, после оплаты счёта, приходится еще и шариться по всем карманам в поисках налички на чай.

«Чай» — это увеличение общего счета на 10-15%. Совершенно незапланированное. Вроде это такая штука, которая происходит каждый раз, и надо бы уже запомнить, но всё равно, когда выбираешь что-то в меню и прикидываешь, насколько это сильный урон бюджету (ой, камон, так все делают), всё равно не учитываешь эти грёбанные чаевые.

Я, блин, бюджет веду, и должна вводить каждый раз две суммы с двух разных счетов «еда» и «чаевые»!

Ну, и мы понимаем, что в масштабе государств — это теневая экономика на астрономические суммы, которые не облагаются налогами и нигде не учитываются?

С точки зрения официанта всё ещё хуже. У них же зарплата состоит из фиксированной части плюс чай. Который могут оставить, а могут не оставить. Который больше оставляют девочкам с длинными ногами и меньше — юношам с короткими.

Это все видимые и невидимые привилегии, все возможное неравенство, лукизм и прочая срань в одном флаконе. Да, можно прекрасно знать своё дело, восхитительно сервировать стол, разбираться в тонкостях подачи белого вина к горячему… Но Игорь, с торсом Аполлона, кокетливо расстегнутой пуговичкой и привычкой флиртовать с посетительницами за сорок, всё равно зарабатывает больше.

Практика сбора всех чаевых в общую кубышку с последующим ровным дележом только усугубляет проблему. Эй, я приношу по 10 штук за смену, а эта дура корявая и тыщи заработать не может. Почему из-за неё я должен получать меньше?

А если на следующую смену не донесу? Кто меня проверит? По камерам отслеживать будете?

Непостоянный, нефиксируемый нигде доход, который составляет от 50 до 100% зарплаты – это то ещё счастье и для планирования бюджета, и для любых финансовых инструментов, от кредитки до ипотеки.

Прекрасный механизм охуевания для начальства. Штрафануть на пол зарплаты по ТК нельзя, а забрать весь чай – легко!

В общем, вся эта херня – плохо, плохо, плохо!

У человека должна быть зарплата. Зарплата должна соотноситься с его квалификацией.

Когда я покупаю услугу, я должна понимать, во сколько мне это обойдется. Без звездочек, благотворительных сборов, налогов, доплаты за вид или чаевых. 276 рублей значит 276 рублей. А не 280 или 300.

Я знаю нескольких людей, которые принципиально не оставляют на чай. Я понимаю почему. Поэтому ничего им не говорю. Просто жду, когда они отойдут в туалет, и докладываю в книжечку со счётом пару сотен рублей.

Потому что принципиальный отказ отдавать чаевые не улучшает ситуацию, а всего лишь бьет по самым незащищённым в этой схеме – по официантам. У которых оклад прописан в десять тысяч рублей в лучшем случае. И которых шпыняют почём зря.

Решение проблемы «сверху», то есть со стороны менеджмента ресторана, тоже выглядит так себе. Во-первых, ресторан вообще не заинтересован в подобных изменениях. Они единственные, кому от этого всего ни холодно ни жарко. Мало того, еще и официанты живут фактически на подножном корме и не висят в бухгалтерии в качестве расходов.

Чтобы менять устоявшуюся рабочую систему, нужна мощная мотивация. А тут сплошная антимотивация. Официантов надо будет сажать на оклад, чему будут рады менее квалифицированные (их доход увеличится), и не рады самые звездные (они потеряют большую часть дохода). А значит, сработает отрицательный отбор в подборе персонала.

Деньги на это надо откуда-то брать, а другого источника, кроме пропорционального увеличения цен (при сохранении такого же качества), у бизнеса просто нет. Поэтому потребитель будет выбирать между двумя абсолютно одинаковыми бургерами, один за 400, другой за 500 условных рублей. Ну, и куда он пойдет? К вам или к соседям?

В общем, плохо, плохо, плохо. Везде плохо, и главное, эта зараза продолжает распространяться.

Если раньше не дать денег на чай было дикостью в Берлине и совершенно нормальным в Москве, то сейчас уже и в российской провинции это всё чаще становится дурным тоном. Таблички «Do not tip!» в странах юго-восточной Азии потихоньку снимают и смиряются с тем, что всё равно будут давать и всё равно будут брать. И если в путеводителях десятилетней давности писали «не давайте чаевых в Тайланде», то сейчас всё чаще пишут «в крупных ресторанах 10-15%, в мелких можно и 5%, в храмах деньги не доставайте».

Это всё как-то страшно неправильно. Вот.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.