Однажды укушенный: Олимпиада, Афган и японская куртка

Блог им. admin
Случилось так, что два самых успешных советских фильма вышли в один год. Сначала 2,5–часовая сага о столичных лимитчиках, впоследствии взявшая «Оскара», а затем и жёсткая сказка о морских разбойниках, собравшая рекордную кассу. Июльская премьера «Пиратов XX века» совпала с началом Московской Олимпиады–80. Впервые священный огонь древней Эллады озарил пространство социалистического лагеря. Увы, но международный праздник с трогательным Мишкой до конца не удался, — 64 страны (включая весь исламский мир) отказались от участия в нём: афганская война набирала обороты. Траурных настроений добавили и похороны Владимира Высоцкого, многотысячной толпой заполнившие 28 июля Таганскую площадь. Как не старались власти спустить церемонию на тормозах, казалось вся Москва пришла проститься с любимым поэтом и актёром.

— Умер как будто бы назло, — сказал кто–то наверху.

Ещё в конце декабря 1979, пока высокие чины решали прокатную судьбу кровожадных «пиратов» и готовили страну к эпохальному спортивному мероприятию, 1–й «Мусульманский» батальон ГРУ ВС СССР, при содействии групп КГБ «Гром» и Зенит", приступил к штурму дворца Амина. Самого Хафизуллу Амина, выскочившего на шум в «адидасовских» трусах и майке, пристрелили на месте (перед этим хорошенько траванув за обедом). Говорят, новый афганский лидер излишне льнул к западным спецслужбам, обещая разместить базы НАТО под носом у советских товарищей. Из–за чего наши «соколы», под видом помощи, и полезли туда в преддверии Олимпиады. В надежде, что всё прокатит незаметно и по–быстрому.
В 1976 был подобный инцидент с бойкотом (история которых восходит аж к 20–м годам): 26 африканских стран отказались лететь в олимпийский Монреаль после одного–единственного матча новозеландских регбистов в ЮАР. Но масштабы его совсем другие.
Я не был в том Афгане. В отличие от моих друзей. К середине 80–х очередь выполнять идиотский «интернациональный» долг дошла и до нас. Через много лет мать как–то призналась:
— Если б не отец, пошёл бы ты туда прямиком…
Помню по–молодости я даже разозлился: вмешательство в личную жизнь и всё такое, и до сих пор временами мне стыдно. Стыдно перед вполне конкретными пацанами, которых не отмазали. Кто–то из них и вовсе не вернулся.

Главное спортивное событие 1980 года тоже пролетело мимо. Меня сослали в пионерлагерь. Зато будущей супруге повезло: напару со своей родительницей, они смотались в олимпийскую Москву за дефицитом! Электрички ходили всего пару раз в день, иностранных гостей столицы старались оградить от «бескультурных» жителей провинции. За год, под грифом «Совершенно секретно», был принят документ с длинным названием «О введении временных ограничений на въезд в г. Москву в период Олимпиады–80 и направление граждан г. Москвы и Московской области в строительные отряды, спортивные и пионерские лагеря и другие места отдыха летом 1980 года». Под крылом этой замечательной инициативы за 101 километр сбагрили всех асоциальных, криминальных, деклассированных и неблагонадёжных.
В приукрашенном, чистом и торжественном городе люди чинно расхаживали по полупустым улицам, временами создавая толпу в магазинах, где действительно было чем поживиться. Снабжение продуктами доверили финнам, наводнившим столицу дефицитными конфетами, колбасами, маслом, джемом и плавленными сырками. Невзирая на происки империалистов, отечественный завод «Пепси» явил миру банку с олимпийской символикой! Но подлинные трофеи скрывались в прохладных залах московских универмагов, куда жидкими ручейками стекались отечественные «модницы» и «шопоголики».

Урвав нереально японскую нейлоновую куртку с космически блестящими змейками, усталые и довольные, две мои будущие родственницы отбыли домой, балансируя на подножке переполненного электропоезда. Небрежно помахивая «олимпийским» пакетом с «Фазером», «Виолой» и финским салями. Нужно ли говорить, что через несколько лет эта куртка не оставила мне шансов в далёком «карельском» колхозе. Полном дешёвого 72–го портвейна (и жуткой «Золотой осени»), непролазной грязи и пьяных аборигенов с любовно замоченными колами. Куда нас студентами бросили поднимать «внезапно» забуксовавшее народное хозяйство.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.