Уроки старого башмачника.

Блог им. admin
Давным-давно жили по соседству два башмачника. Старый любил экспериментировать, добавляя затейливые стежки и вставки из разной кожи, молодой же шил по традиционным лекалам.

Дела у мастеров шли хорошо. И жить бы им в мире и согласии, но молодого терзала зависть. Ему казалось, что к соседу приходит больше покупателей, а его обувь хвалят гораздо чаще. Поэтому при любой возможности он поносил обувь старика.
— Эти ботинки просто идеально сидят на ноге. Все потому, что я не использовал вставки из разной кожи.
— Особую элегантность моим сапогам придают традиционные формы швов, а если бы здесь были затейливые стежки, – уверен, вам бы не понравилось.

Так продолжалось очень долго. Однажды сын старого башмачника не выдержал:
— Отец, почему ты молчишь. Сосед хулит твою обувь, а ты продолжаешь стучать молотком, словно ничего не происходит.

Башмачник улыбнулся:
— Пришла пора рассказать тебе об основных правилах настоящего мастера. Он должен уметь здраво мыслить, быть стратегом и реально оценивать обстановку. Разве от того, что сосед хулит мою работу, у нас стало меньше покупателей?
— Нет.

— Потому что обувь выбирают не по словам, а по качеству и удобству. Это называется здравым смыслом. Пока молодой башмачник занимается разговорами, я стучу молотком и делаю новую пару отличных сапог. Чем больше времени сосед потратит на ругань, тем меньше обуви он сошьет, тем меньше у него будет покупателей и тем больше придет в нашу лавку.
— Ты прав, отец.
— Значит, его зависть нам только на пользу. Это — стратегия, — старый мастер положил на стол новые лекала.
— А как же реальная оценка обстановки? — не выдержал сын.

— Все просто, — улыбнулся башмачник, — наш сосед, к сожалению, не отличается умом. Поэтому не стоит обращать внимания на его выходки, нужно спокойно работать и стучать молотком, проще говоря – забить.

***
Однажды к обувным лавкам пришел знатный вельможа. Внимательно посмотрев на выставленную обувь, он обратился к мастерам:

— Уважаемые, мне хочется знать, чьи сапоги хуже и чьи лучше. Через час я посещу вас обоих, чтобы услышать рассказы о мастерстве соседа.

Башмачники поклонились и разошлись по своим лавкам.
— Что будешь делать, отец?
Старик улыбнулся:
— Сегодня ты узнаешь еще несколько правил настоящего мастера. Он должен уметь логически мыслить, предвидеть события и быть философом.

Через час вельможа, сидя в мастерской молодого башмачника, внимательно слушал красочный рассказ о том, как сложно чистить обувь, если она имеет вставки, и почему затейливые стежки нарушают гармонию и элегантность сапог.

Старик же, улыбаясь, попыхивал трубкой и раскладывал по столу заготовки из кожи.
Когда дверь распахнулась, он отложил работу в сторону и пригласил гостя присесть.
— Что скажешь, мастер? – обратился вельможа к старику.
Тот низко поклонился и ответил:
— Я сварил вам отличный кофе…

… Когда дверь за гостем закрылась, сын, глядя на монеты, оставленные за сапоги, сказал:
— Отец, я понял твой урок. Не говори с покупателем о конкурентах, не делай им рекламы. Я прав?
— Почти, — кивнул старик, — тот, кто ругает чужое мастерство, не уверен в своем. Если вельможа посетил нашу лавку, значит, доводам соседа он не поверил. Это называется логическим мышлением.
— Ты заварил кофе, — напомнил сын.
— Наслушавшись ругани в соседней лавке, посетитель устал, поэтому ему хотелось тишины, а с кружкой заранее приготовленного ароматного напитка отдохнуть гораздо приятнее. Это называется предвидением, — старый мастер положил на стол новые лекала.
— Отец, а если бы вельможа не зашел? — не выдержал сын.

— Это уже философия, — улыбнулся башмачник, — ничего страшного, в конце концов, можно насладиться сваренным кофе, а потом расстелить новую кожу, чтобы спокойно работать дальше и стучать молотком, проще говоря – положить и забить.

***
Как-то раз в лавку старого башмачника вошла известная своим оригинальным видом дама. Вместо женской шляпки на её голове красовался рогатый шлем викинга, на шее болталась куча непонятных амулетов, а вуаль заменял вырезанный из кольчуги треугольник.
Громыхнув железом, гостья спросила:
— Скажи, сколько стоит пара твоей обуви.
— Один грош, госпожа, — ответил мастер.
— Я дам три золотые монеты, если выполнишь мой заказ. И раз в месяц буду заказывать новую пару, вдобавок расскажу всем о твоем мастерстве. Вот, посмотри наброски. Мне нужны эксклюзивные сапоги из бизоньей кожи, со вставками металлических колец и стеклянных камушков, — женщина протянула старику несколько листов бумаги.

Башмачник несколько минут разглядывал эскизы, что-то бормоча себе под нос.
— Ну что, возьмешься?
— Простите, госпожа, — мастер со вздохом протянул чертежи даме, — я стар и не уверен, что смогу выполнить настолько тонкую работу. Три золотых – большие деньги, но лучше обратитесь к моему соседу, он молод, настойчив и блестяще справится с заданием, я уверен.
— Ладно, последую твоему совету, — хмыкнула женщина и покинула лавку.

— Я не понимаю, почему ты отказался, — сын удивленно смотрел на отца, раскуривающего трубку.
Старик улыбнулся:
— Это будет третьим уроком. Настоящий мастер должен быть экономистом, правильно оценивать эффект от рекламы и не забывать о конкуренте. Увидев чертежи, я понял, что мне придется потратить неделю, чтобы найти кожу бизона, металлические кольца и стеклянные камушки. И столько же — чтобы сшить. Разве три золотые монеты стоят того, чтобы потерять десяток других покупателей, которые заплатят по грошу каждый, но гораздо больше в сумме? Это – экономика. А теперь подумай, так ли нужна похвальба дамы, носящей вместо шляпки рогатый шлем викинга?
— Согласен, отец, от ее рекламы будет только вред. Но причем здесь конкурент?

— Все просто, — улыбнулся башмачник, — авантюрную сделку лучше отправить соседу, чтобы самому дальше спокойно работать и стучать молотком, проще говоря – послать и забить.

***
— Отец, — сын с грохотом распахнул дверь лавки, — наш сосед сошел с ума. Он сделал несколько пар отвратительных башмаков, а вместо своего клейма поставил твое имя.
— Вот и пришла рассказать тебе о последних правилах настоящего мастера, — улыбнулся башмачник, — он должен уметь отстаивать свою честь, быть милосердным и отличаться оригинальностью идей. Как думаешь, что я буду делать?
— Знаю, — ответил сын, — ты возьмешь молоток и пойдешь в лавку.
— Это называется – отстоять свою честь, — кивнул старик.
— И забьешь соседа до смерти?
— Зачем? Просто заколочу гвоздь.
— В голову?
— Помни о милосердии, в язык.
— Не понимаю, — вздохнул сын, — достать гвоздь несложно, рана заживет, и ругань в твой адрес не прекратится.
— Ты забыл об оригинальности, сын мой, — башмачник улыбнулся, — да, наш сосед не перестанет хулить мою обувь, но при этом будет очень забавно посвистывать и шепелявить.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.