Какова история развития традиции посещения «свадебных достопримечательностей»?
Изменение этнографической реальности происходит вокруг нас, мы являемся не только наблюдателями, но и участниками этого процесса. В частности, одна из тенденций последних десятилетий – развитие обрядовости. Возникает множество форм социального действия, в которых в большей или меньшей степени проявляется ритуальная составляющая. В их число входят: праздники территориальных образований (например, дни города), профессиональных и корпоративных сообществ; религиозные церемонии; светские праздники, заимствованные из-за рубежа (например, Валентинов день) и нововведенные в России (например, день Петра и Февронии); обряды перехода (например, связанные с поступлением в учебное заведение или его окончанием); обряды исполнения желаний (например, обращение к «чудодейственным» местам); формирование мемориалов в память о гибели и так далее.
В том числе интенсивно развивается свадебная обрядовость. В данной статье мы рассмотрим бытование и историю развития одного из современных свадебных обрядов – посещения достопримечательностей.
Данный обряд сводится к тому, что после регистрации брака в загсе жених с невестой в компании гостей отправляются кататься на автомобилях, при этом в определенных, «особых» точках маршрута (обычно это местные достопримечательности) делаются остановки и производятся обрядовые действия. В катаниях обычно участвует исключительно молодежь. Гости старшего возраста встречают молодых за свадебным столом, куда те приезжают после катаний. Современному человеку, который не старше среднего возраста, данный обряд кажется привычным и «само собой разумеющимся», однако возник он сравнительно недавно – во второй половине 1960-х годов.
Символика посещаемых мест
Для выявления символики «свадебных достопримечательностей» нами было собрано 150 описаний свадеб, произошедших в последние десятилетия в 17 крупных и в 26 небольших городах и поселках России, Украины, Бело-руссии и Казахстана. Обрядовые катания присутствуют в подавляющем большинстве (92%) свадебных церемоний.
Нами было выделено три основных типа посещаемых объектов; необходимо заранее оговорить, что конкретные объекты могут быть отнесены одновременно и к двум, и к трем типам.
Тип 1. Достопримечательности, связанные с почитанием предков. К данному типу относятся 57% посещаемых объектов, упомянутых информантами, подобные объекты посещаются в 73% свадебных церемоний.
Чаще всего к числу объектов этого типа относятся мемориалы в честь погибших в Великой Отечественной войне – Вечные огни, обелиски, братские могилы и так далее. При посещении подобных мемориалов молодожены практически всегда возлагают цветы. Военные памятники являются наиболее распространенной «свадебной достопримечательностью»; если информант, описывая свадебный обряд в своем городе, упоминает хотя бы один объект, посещаемый традиционно, то это, скорее всего, памятник в честь погибших на войне.
К числу объектов, связанных с почитанием предков, мы относим и монументы в честь исторических деятелей, «знаковых» для данной местности. Это либо «отцы-основатели» города, либо связанные с городом прославленные герои, деятели культуры. В Санкт-Петербурге, Петрозаводске и Таганроге подобным «культовым» деятелем, вовлеченным в свадебную обрядность, является Петр Великий; в Нижнем Новгороде – К. Минин, М. Горький и В. Чкалов; в Тобольске – Ермак, П.П. Ершов, Д.И. Менделеев; в Пскове – Александр Невский.
Тип 2. Достопримечательности, связанные с территориальной и культурной само-идентификацией. К данному типу относятся 35% объектов; эти объекты посещаются в 54% свадебных церемоний.
В число таких «идентификационных» мест входят «свадебные достопримечательности» в центре города или же возвышенности, с которых открывается панорама на город. В Москве как географический, исторический и культурный центр воспринимается Красная площадь, часто посещаемая свадебными процессиями. В Санкт-Петербурге это Медный всадник, Стрелка и Петропавловская крепость, в Великом Новгороде, Тобольске и многих других городах – кремль, в Ярославле – беседка на берегу Волги. Для взгляда на город с высоты свадебные процессии в Москве посещают смотровую площадку на Воробьевых горах, в Алма-Ате – на Медео, в Перми – около диорамы, посвященной событиям 1905 года, в Тобольске – около памятника Ермаку. Вообще, молодожены любят забираться на высоту – часто для посещения используются площадки не с видом на город, а просто с далеким обзором окрестностей.
Самоидентификация молодоженов в культурно-профессиональном пространстве заметна в случаях посещения ими мест их работы или учебы, а также других объектов, связанных со сферой занятости. Так, свадебные процессии шахтерской Горловки (Донецкая обл.) посещают местный памятник Шахтеру.
Самоидентификация и самопрезентация себя как члена некого сообщества людей особо значима, поскольку традиционно свадебное застолье у многих народов считалось выше церковного венчания. В свадебной формуле «перед Богом и людьми» на первое место выступали «люди», идентификация молодоженов как членов сообщества, засвидетельствованная самими членами сообщества, имела первоочередное значение.
Тип 3. Природные объекты — 47% посещаемых мест; визиты на эти объекты фиксируются в 71% свадебных церемоний. Местом, куда заезжают праздничные процессии, может быть парк, лес, возвышенность, пляж.
Одним из основных мотивов, связанных с посещением природных объектов является мотив отдыха, праздности, ничего-не-делания. В восприятии большинства современных горожан пространство природы связано исключительно с нетрудовыми, праздничными действиями – пикниками, прогулками, купаниями, сбором «даров природы». Нам кажется, что одной из причин повышенной тяги молодоженов к природным объектам является (основанное на психологическом механизме проекции и на принципе симпатической магии) желание привить последующей семейной жизни легкость, беспроблемность, праздничность. Идиллический отдых на природе в момент создания семьи проецируется и на последующие семейные отношения.
Помимо мотива праздности в обычае посещения природных объектов прослежива-ется мотив плодородия. Так, происходят посещения «особых» мест, традиционно связываемых с плодородием, рождением – водных источников (Орехово-Зуевский и Шаховской р-ны Московской обл., г. Нижнекамск) и почитаемых камней (Переславль-Залесский – Синь-Камень, Пермь – Камень влюбленных). В г. Олонце объектом посещения является дерево, состоящее из примерно тридцати стволов, растущих из одного корня.
Свадебный отдых на природе в последние годы приобретает всё более организо-ванный характер. Так, только в восточной части Подмосковья нам известны три «поляны невест» (Люберецкий, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский р-ны) – специально оборудованных мест для массового свадебного гуляния.
Обрядовые действия
Как уже говорилось, при посещении памятников основным обрядовым действием является возложение цветов.
Как обрядовое действие стоит воспринимать совместное распивание алкогольных напитков; по выражению одного из наших информантов, «чтобы дом молодых был полной чашей, необходимо наполнить бокалы и выпить за их счастье». Как правило, при этом используется шампанское – любимый праздничный напиток россиян.
Еще одно повсеместное действие, часто не воспринимаемое как обряд, но, несомненно, имеющее обрядовое наполнение – фотографирование на фоне достопримечательностей. Иногда для той или иной «свадебной достопримечательности» вырабатывается определенный тип фотографии. В Санкт-Петербурге у атлантов Эрмитажа многие молодожены фотографируются так, будто жених держит стоящую невесту на поднятых руках (при этом он повторяет позу атлантов). В Тихвине молодожены посещают памятник в честь Великой Отечественной войны – пушку, стоящую на высоком холме; при этом жених с невестой фотографируются так, будто они нацеливают пушку на родимый город.
Получает всё большее распространение повязывание ленточек (с наряда невесты, с капота свадебного автомобиля и так далее) на ветви деревьев. Так, на подмосковных «полянах невест» деревья повязаны лентами очень густо, причем считается, что чем выше жених или его помощник повяжут ленту, тем лучше. Пылкие молодые люди, стараясь отличиться, забираются на высоту до трех десятков метров. Одно толкование данного обряда – что высоко повешенные ленты положительно влияют на состояние новой семьи; другое — предполагает фиксацию молодоженов и их гостей в счастливый момент их жизни (по выражению одного из сторонних наблюдателей, «мы сюда еще приедем, такие хорошие, счастливые»).
Обычай вешать в честь свадьбы замки появился в России в 2006 году и очень скоро распространился практически повсеместно. Возник он в Италии: в 1970-х годах во Флоренции (ограда памятника Челлини), а в начале 1990-х в Риме (мост Мильвио). В 1990-2000-х годах обряд распространился в Европе, сейчас он фиксируется и за ее пределами (например, у нас есть фотографии из Китая и Южной Кореи). Замочки вешаются не толь-ко в дни свадьбы, но и в честь помолвки, дружбы, юбилея; однако в России этот обычай стал преимущественно свадебным. Типовая форма обряда – молодожены совместно вешают замок на ограду моста и выкидывают ключ в воду, выкрикивая при этом пожелания счастливого брака. На замках гравируются или пишутся надписи разной длинны и формы – от простейших (напр., «Н + К») до развернутых, включая стихотворные тексты. Замки украшаются рисунками «любовного» содержания: изображениями сердца, сдвоенных колец. Местные власти во многих городах идут навстречу молодоженам и устанавливают около «свадебных достопримечательностей» специальные металлические конструкции, на которых было бы удобно вешать замки. Наиболее известным объектом такого типа являются деревья (на настоящий момент около 20 штук), установленные на Лужковом мосту в Москве.
Значимой составляющей частью рассматриваемого нами обряда катаний является само перемещение свадебного поезда. Для езды часто выбирается центральная улица города (например, в Санкт-Петербурге – Невский проспект). Передвижение свадебных автомобилей предполагает определенную демонстративность – процессия привлекает к себе внимание как украшениями, так и звуковыми сигналами. Во время катания свадебные автомобили имеют на дороге привилегированное положение: согласно обычаю, прочие машины уступают им дорогу, они могут допускать незначительные нарушения правил движения. Так, в январе 2003 года мы были свидетелями того, как свадебный кортеж в неположенном месте пересек оживленную Тверскую улицу в Москве, молодожены при этом не сомневались в своей правоте.
Одним из факторов, позволяющим тем или иным обрядам прижиться, является их простота и удобство исполнения. В обрядовых практиках используются доступные всем предметы (шампанское, фотоаппарат, автомобиль); действия молодоженов и их гостей тоже несложны, их можно выполнить самостоятельно или, в худшем случае, доверить профессиональным организаторам.
В целом ритуальность, связанная со «свадебными достопримечательностями», часто предполагает символическое программирование последующей семейной жизни. Как мы уже отмечали, при посещении природных объектов происходит программирование будущей беспроблемности семейной жизни, плодовитости, красоты, молодости, здоровья. При посещении центральных достопримечательностей города, исторических памятников, как нам кажется, происходит бессознательное «программирование» крепости, богатства, удачливости, «высокостатусности» семьи.
Многие из свадебных ритуалов (особенно это относится к ритуалам, связанным с природными объектами), имеют аналоги в архаичной обрядности. Таков, например, широко распространенный современный обряд пересечения реки: свадебный кортеж должен пересечь до семи мостов (молодоженам при этом предписывается целоваться), жених должен перенести невесту на руках через один или несколько мостов. Символика моста как места смены статуса распространена в традиционной народной культуре. Другой обряд, вызывающий ассоциации с архаикой, зафиксирован в Нижнем Новгороде у подножия Чкаловской лестницы: в пустую бутылку из-под шампанского молодые вкладывают записки, в которых прощаются с холостой жизнью, после чего бросают бутылку в реку. Данные действия вызывают ассоциации с традициями сплавления отслуживших свое сакральных предметов и со свадебным обрядом проводов персонифицированной незамужней жизни («дивья красота»). Однако подобная архаичность в большинстве случаев обманчива – мы имеем дело не с архаикой, а с обрядами, сформировавшимися в последние десятилетия. Конечно, здесь не может идти речи о какой-либо преемственности – это просто сходные действия, призванные обслужить одну и ту же потребность – ритуально оформить процесс свадебного перехода.
Если спросить женихов и невест, зачем они посещают достопримечательности, то мало кто сможет отрефлексировать это действие. В большинстве случаев ответят: «Потому что так делают все». Некоторые приведут и «организационные» доводы – необходимость чем-то занять время между загсом и застольем. Если жителей небольших городов и поселков спросить, почему молодожены выбирают для посещения именно те или иные достопримечательности, чаще всего объяснят это тем, что «больше ездить и некуда».
Мало кто из молодоженов произнесет высокие слова о почитании предков, верно-подданнических чувствах по отношению к своему городу и так далее. Однако приведенный выше статистический анализ показывает, что выбор ими мест для посещения связан именно с указанными мотивами.
Как нам кажется, развитие в последние десятилетия обычая посещения «свадебных достопримечательностей» основано на потребности в дополнительной сакрализации бракосочетания как одного из важнейших обрядов перехода. Этот фактор заметен, когда мы анализируем историю возникновения данной практики.
История возникновения
В дореволюционной России основные сакральные действия, связанные с заключением брака, происходили в храме (венчание) и в домах молодоженов (многочисленные обряды свадебного цикла). Посещение каких-либо дополни-тельных объектов встречается крайне редко. Впрочем, рассматривая обычаи посещения молодоженами «особых» мест в русской крестьянской традиции, стоит упомянуть посещение могил родственников. Если у кого-то из молодоженов отец или мать не доживали до свадьбы, было принято во время предсвадебной недели посещать их могилу.
Октябрьская революция коренным образом перестроила российскую жизнь. Изменениям подвергся и свадебный обряд. Новая идеология не признавала религии и других «пережитков прошлого». Соответственно, из обряда бракосочетания было исключено венчание, не поощрялись и многие другие ритуальные формы. В литературных произведениях первых советских десятилетий (например, в рассказах М. Зощенко) встречается выражение «записаться» — так называют свадьбу, сведенную только к внесению записи в соответствующие документы. В результате последовательного уничтожения традиционной обрядности в 1950-х годах гражданский ритуал заключался только в фиксации акта гражданского состояния – рождения, брака, похорон.
В десакрализованном виде свадебный обряд просуществовал до 1960-х годов. К этому времени культурный импульс Октябрьской революции начал сходить на нет, воз-никла потребность в ритуальном наполнении действий перехода и, в том числе, такого важного обряда, как свадьба.
Ввиду этого 1960-е годы знаменовались ростом свадебной обрядности. В конце 1960-х годов регистрация браков начала производиться в специально построенных Дворцах бракосочетаний, была разработана торжественная процедура регистрации, начала вы-пускаться специальная методическая литература. Именно в это время в Советском Союзе утвердился наиболее привычный нам ныне комплекс свадебной одежды – черный костюм для жениха и белое платье с фатой для невесты.
Свадебный обычай посещать военные мемориалы возник тогда, когда выросли и начали вступать в брак представители первого поколения детей, чьи родители погибли на Великой Отечественной войне. Как мы отмечали выше, в традиционном свадебном обряде существовал обычай перед свадьбой посещать родительские могилы. Именно этот обычай через почти полвека после революции возродился и дал толчок новой традиции. Точно известно, что в отличие от многих свадебных обрядов, вводимых в 1960-е годы централизованно, обычай посещать могилы возник стихийно.
Развитие нового обрядового действия – посещения местных достопримечательностей — было продиктовано, помимо прочего, и материальными причинами. К началу 1970-х годов в личном пользовании советских граждан появилось большое количество легковых автомобилей; если до 1960-х годов включительно молодожены отправлялись в загс пешком или на общественном транспорте, то теперь начал появляться обычай заказывать автомобиль, или даже организовывать целый свадебный кортеж. К концу 1970-х годов об-ряд посещения достопримечательностей стал привычным явлением.
В последней трети ХХ века дополнительная сакрализация бракосочетания шла по нескольким направлениям. Во-первых, как мы уже говорили, государственными структурами развивался торжественный свадебный обряд в загсах. Во-вторых, возобновлялся религиозный обряд заключения брака (в церквях, мечетях, синагогах и др.); обычай венчаться получил особенно широкое распространение в течение последних пятнадцати лет. На-конец, в-третьих, происходило стихийное развитие свадебной обрядности, одной из составных частей которой был рассматриваемый нами обряд посещения «свадебных достопримечательностей».
На настоящий момент возникла целая сеть «свадебных достопримечательностей». Жители практически каждого крупного населенного пункта могут назвать ряд объектов, которые посещаются местными молодоженами, причем символика этих объектов сводится к трем типам, рассмотренным выше. «Свадебные достопримечательности» возникают так, чтобы «обслужить» потребности в свадебных ритуальных действиях на определенной территории. Так, московские молодожены для удобства организации свадебной процессии могут посетить как «центральные» мемориалы в честь погибших (в Александровском саду, на Поклонной горе), так и мемориалы, находящиеся поблизости от дома; возникающие в Подмосковье «поляны невест» «обслуживают» свадьбы, совершающиеся в окрестных районах.
Мы придерживаемся мнения, что посещение достопримечательностей имеет целью придать дополнительную сакральную значимость обряду бракосочетания. Однако при этом необходимо отметить, что в число объектов, посещаемых свадебными процессиями, крайне редко включаются храмы – церкви и мечети (посещения происходят, как правило, в тех случаях, когда эти храмы являются «единственными достопримечательностями» в данной местности). Как мы уже говорили, действующие храмы включены в процесс сакрализации брака совсем по-другому – через обряд венчания.
Рассматриваемое нами явление позволяет сделать интересные теоретические выводы, касающиеся закономерностей возникновения обрядовых практик. Посещение «свадебных достопримечательностей» возникло практически «с нуля», если и можно заметить сходство некоторых ритуалов с ритуалами дореволюционными, то это сходство не обусловлено генетической связью, ведь известно, что в исполнении этой обрядовости наблюдался перерыв в два-три поколения. Формирование новой традиции, помимо конкретных экономических причин, обусловлено следующими факторами.
1. Социальной потребностью в обрядности. Отмена (вернее, основательная транс-формация) в первые годы советской власти целого обрядового института привела к тому, что образовалась лакуна: некоторая часть социальной жизни оказалась не подкреплена обрядовыми практиками. На развитие новой традиции оказали влияние благосклонность со стороны государства и появление благоприятных материальных условий.
2. Социально-психологическая потребность в обрядах перехода. Жизнь каждого человека содержит определенное количество переломных моментов и необходимо, чтобы эти переломные моменты обставлялись торжественно.
Литература
Громов Д.В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. C. 28-39.
Громов Д.В. «Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные мо-лодежные обряды перехода // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. М., 2009. С. 502-526.
Матлин М.Г. «Замки счастья» на мосту влюбленных: об одной новации в совре-менной городской свадьбе // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 13. Традиционная культура современного города. М., 2010. С. 194-217.
Виноградов В.В., Громов Д.В., Коршунков В.А., Красиков М.М., Матлин М.Г. «Зайчик + Зайка = любовь»: навешивание замков как новая свадебная традиция // Живая старина. 2011. № 2. С. 36-39.
Стырено тут postnauka.ru/longreads/2649
0 комментариев